Неврология

Дислексия — что это такое?

  30.11.2019

О заболевании дислексия слышали многие родители, но далеко не все знают, чем опасна эта болезнь, каковы ее проявления и последствия.

Начальные признаки нарушения заметны уже в младшем возрасте. Когда родители не понимают, как появилась дислексия – что это такое, как правильно диагностировать, то лечение откладывается и в будущем затруднено.

Дислексия что это

Что это такое дислексия?

Дислексия – это психическое заболевание, характеризующееся нарушением функционирования некоторых сегментов мозговых тканей. В результате этого происходят сбои в восприятии информации, человек испытывает трудности с навыками чтения и, вследствие этого, с адаптацией в обществе. В период обучения возникают проблемы, которые иногда сохраняются в течение всей жизни.

Дети постоянно допускают ошибки во время чтения: заменяют буквы, переставляют их местами, искажают слоги или не могут сложить их в слово, не понимают значение прочитанной фразы. При этом нарушение не связано патологиями глаз или органов слуха, а также никак не относится к слабоумию. Дислексия может поразить детей с любым уровнем интеллекта. Бывает, что такого ребенка родители считают ленивым, не пытающимся приложить усилия к обучению чтению. Однако это не так.

Ответственность за процесс чтения несут речеслуховой и речедвигательный анализаторы. Изначально человек воспринимает текст зрительно, узнает буквы, «переводит» в звуки, после чего складывает их в слоги, слова, фразы, которые осмысливает. При наличии дислексии очередность нарушена.

Мозг человека с заболеванием имеет пониженную моторику в сегментах, которые отвечают за связь фонетических компонентов произношения с письменной формой. Поэтому, чтобы научиться читать, пациент должен выработать альтернативные нейронные связи, обеспечивающие более широкое использование в переднем отделе мозга.

Психология рассматривает нарушение как замедление формирования психических функций, отвечающих за процессы обучения чтению. При этом общие способности к обучению не страдают.

Причины

Большинство исследователей-медиков считают, что основная причина нарушений – наследственность, так как заболевание обычно повторяется в поколениях. Были определены гены, которые, с наибольшей вероятностью, отвечают за разные виды дислексии. Также были выявлены определенные особенности, связанные с заболеванием. Результаты анализов изображений мозга показывают, что дислексия – это результат конкретных структурных изменений мозговой ткани, преимущественно в левом полушарии.

После рождения спровоцировать развитие заболевания могут:

  • Инфекции.
  • Травмы черепа.
  • Нарушения родового процесса.
  • Повышение активности правого полушария.

Кроме причин биологического характера, на процессы освоения чтения негативное влияние оказывают и социальные обстоятельства:

  • Недостаток общения.
  • Слишком большие умственные нагрузки.
  • Обучение начато в очень раннем возрасте.
  • Педагогическая запущенность.

Виды

Классификация заболевания зависит от того, какие именно механизмы нарушены. Различается дислексия:

  • Семантическая. Отсутствие понимания смысла прочитанного отрывка, при этом само чтение правильное. Пациент может читать по слогам, но не соединяет их в слово, либо полными словами, но при этом воспринимает каждое отдельно, не соотнося с остальными. Иногда оба варианта совмещаются.
  • Оптическая. Ребенок с трудом воспринимает графические изображения, не может воспроизводить зрительный ряд. Вследствие этого он плохо усваивает буквы, с усилием их различает, оценка и зрительный синтез расстроены.
  • Мнестическая. Этот вид заболевания связан с расстройством слухоречевой памяти. Малышу тяжело соотнести вид букв и их произношение. Буквы плохо запоминаются.
  • Фонематическая. Результат плохого развития слухопроизносительных и смыслоразличительных функций, а также расстройства фонематического анализа. Ребенок путает звуки, читает только по слогам, но иногда переставляет их, может пропускать некоторые буквы.
  • Аграмматическая. Дети меняют падежи, неправильно произносят окончания слов, меняют время глагола, форму, не понимают, как связать существительное с прилагательным.
  • Тактильная. Проявляется у слепых, читающих тактильными прикосновениями к специальной схеме. Механизм заболевания такой же, как и человека с нормальным зрением (в данном случае неправильные движения пальцев).

Симптомы в разном возрасте

Дислексия проявляется множеством симптомов. Чаще всего они зависят от возраста пациента. Но существуют и общие симптомы дислексии, указывающие на отклонения в процессе развития:

  • Заторможенность концентрации внимания.
  • Трудности при заучивании букв.
  • Неуклюжий захват карандаша, кисти, фломастера.
  • Изменение порядка букв при составлении слова.
  • Отказ от чтения.
  • Изменение слогов, чисел при чтении или письменной работе.
  • Затруднение при выполнении простых указаний.
  • Пациент не различает простые ориентиры (верх и низ, право и лево и т.д.).
  • Невозможность запомнить алфавит.
  • Затруднения при обучении принципам чтения и письма.

Если родители заметили у своего ребенка пять или более указанных признаков, им следует проконсультироваться со специалистом.

В дошкольном возрасте проявляются следующие симптомы:

  • Ребенок поздно начал говорить.
  • Долго запоминает новые слова, при произношении может путать слоги.
  • Ошибается в распределении букв и слов.
  • Не осваивает простейшие навыки чтения.
  • Испытывает проблемы в общении с ровесниками.

Симптомы дислексии, школьники младшего возраста:

  • Ребенок переворачивает буквы или слоги во время чтения.
  • Разворачивает буквы, когда пишет.
  • Путает арифметические символы.
  • Заменяет слова на сходные по произношению, но имеющие другой смысл.
  • Медленно усваивает новые навыки.
  • Не запоминает простые события.
  • Возможно нарушение координации.

Средний детский возраст:

  • Школьник не желает читать.
  • Неверно пишет слова.
  • Уровень чтения, по сравнению с ровесниками, низкий.
  • Плохо воспринимает мимику и язык тела.
  • Почерк не читается.
  • Невнятно произносит слова.
  • Проблемы с памятью.
  • Затруднения при общении.

Школьник старшего возраста:

  • Проблемы с памятью.
  • Не развиты навыки чтения и правописания.
  • Ошибки при проговаривании фраз.
  • Медлительность при выполнении простой работы.
  • Медленное, с ошибками, чтение.
  • Затрудненное восприятие информации, ее обобщение, анализ, пересказ.
  • Ребенок тяжело адаптируется к каким-либо изменениям.

Взрослые:

  • Навык письма плохо развит.
  • Невнимательность, рассеянность, невозможность организовать и спланировать свое время.
  • Провалы в памяти.
  • Труднопонимаемая речь.
  • Затруднения в восприятии новой информации.
  • Нарушение последовательности слов в фразах.

Яркие проявления данных негативных симптомов требуют медицинской консультации.

Диагностика

Перед тем, как начать терапию, следует обратиться к психологу, который проведет диагностику. Обычно специалист дает к прочтению небольшой текст и слушает, как ребенок читает, делает ли ошибки, понимает ли смысл прочитанного. Также определяет, как ребенок воспринимает и воспроизводит устную речь. Результаты сравнивает с нормой, определенной для того или иного возраста. Необходима и консультация логопеда, который изучает уровень произношения слов и звуков. Кроме того, тесты на дислексию включают в себя проверку навыков списывания текста, письма под диктовку, связность и осмысленность речи, состояние моторики и иные показатели. При необходимости назначаются консультации офтальмолога, невропатолога. При получении всех результатов дается заключение.

Лечение

Родителей ребенка с данным заболеванием в первую очередь интересует, как лечить дислексию? В настоящее время существует немало методов коррекции, которые значительно повышают способность к обучению. Конкретные варианты зависят от вида дислексии:

  • Мнестрическая. Специалист корректирует речезрительную и слухоречевую память.
  • Семантическая. Проводится развитие слогового словаря и синтеза, осуществляется работа по улучшению освоения норм грамматики.
  • Аграмматическая. Ребенку оказывается помощь в формировании грамматических схем.
  • Оптическая. Проходит корректировка зрительного анализа и синтеза, пространственно-зрительного представления.
  • Фонематическая. Проводится работа над звукопроизношением, специалист помогает малышу сформировать понятие о звукобуквенном строении слов.
  • Тактильная. Оказывается содействие в понимании схем, осуществляется их разбор, корректируется пространственное представление.

Прогноз

При грамотном подходе и комплексной терапии полное восстановление вполне возможно. Случается, что негативные проявления проходят со временем сами. Это связано со взрослением либо преобразованием мозговой ткани (при этом отлично помогает медикаментозное лечение). Обычно детям назначают ноотропные средства и витаминные комплексы.

Профилактические меры

Профилактику этого заболевания необходимо начинать в младшем возрасте, развивая память, пространственное мышление, аналитическую деятельность, внимание. Особое значение имеет преодоление расстройства произношения звуков, правильное построение речи. В то же время не нужно загружать ребенка непосильными для него умственными нагрузками. Лучшей профилактикой развития нарушений служат развивающие игры. Они помогают развиться умственным способностям, анализу, ориентированию, мышлению. В младшем возрасте рекомендовано демонстрировать ребенку большое количество зрительных образов – букв, растений, предметов и т.д. В процессе роста визуальная информация откладывается в памяти, что сводит риск развития дислексии к минимуму.

Какие делают упражнения

Наиболее популярные упражнения, направленные на коррекцию дислексии, относятся к системе Дейвиса. Она заключается в следующем:

  • Обеспечить ребенку комфортные для него условия.
  • Развивать координацию с помощью какого-либо предмета, например, мяча, апельсина и т.д. То есть кидать его вверх и вниз, вправо и влево, объяснить значение движения и затем попросить повторить.
  • Из пластилина или соленого теста делать буквы, затем складывать их в слоги и слова.
  • Развивать навыки чтения. Сначала ребенок должен водить глазами слева и направо, узнавать известные буквы, называть их, складывая в слоги и слова. Упражнение повторять ежедневно, пока навык не буде полностью закреплен. После этого нужно учиться понимать значение отдельной фразы, а затем и всего текста.

По отзывам родителей, методика значительно повышает обучаемость, способствует лучшему произношению слов, развивает навыки чтения.

Если родители заметили у ребенка признаки дислексии, следует незамедлительно нанести визит психологу и логопеду. Своевременная диагностика и комплексное лечение помогут в максимально короткие сроки добиться полного выздоровления.